МЕНЮ
О нас пишут

Люди, куклы, куры и критики

Прошедший в Новокузнецке фестиваль «Кузбасс театральный» и - особенно! - работающие на нем столичные критики Александра Лаврова и Татьяна Тихоновец дали богатую пищу для размышлений.

Зачем нужны театральные фестивали?

Чтобы делать открытия. Для меня таким открытием стал спектакль «Серенада» Новокузнецкого театра кукол «Сказ». Признаюсь: до сего времени я относилась к этому театру без особой симпатии. То, что прежде доводилось видеть, всегда чем-то коробило: то мерой вкуса, то качеством исполнения... Но здесь впервые режиссер Юрий Самойлов открылся для меня во всем своем блеске. «Серенада» С. Мрожека - пьеса про Лиса-соблазнителя и курятник. Он поет под окном, провоцируя кур на «общение». Петух возмущается: разве вам не очевидна опасность? Всем сидеть по местам! Но чувствительных дамочек так трудно удержать взаперти... Кто-то ведется на комплименты, кто-то поддается грубой провокации «ты меня не интересуешь ни как женщина, ни как жертва!». Короче, вся гамма человеческих отношений - зависть, ревность, соблазн, героизм и самоотверженность, коварство и любовь - все есть в этой миниатюрной драме.

Критики дивились: «Как можно сыграть Мрожека... куклами?!». Театру «Сказ» это удалось блистательно. Более того, именно благодаря куклам спектакль приобрел особую весомость, притчевость. И ненавязчивый, но прозрачный юмор. Замечательно придуманы образы обитателей курятника (каждого играют по двое артистов: одна рука со сложенными в «клюв» двумя пальцами и растопыренными тремя вверх - голова пернатого героя, две другие, одетые в белые перчатки, - ноги). Лиса-соблазнителя изображает... виолончель и руки, играющие на ней. А еще - странная мертвенная маска, которая то появляется над грифом, то исчезает, то выныривает откуда-то сбоку... Однако эти «части тела» дают полное представление и о характере персонажей, и о их непростых отношениях, и о развитии чувств.

Такое слияние тел в единый «кукольный» организм требует особо отточенной техники. И пусть не всегда актеры виртуозно с ней справлялись, общий тон спектакля, абсолютно внятная мысль и художественное воплощение покорили всех: и публику, и критиков.

Ольга Штраус

Источник: газета Кузбасс