О нас пишут

Не так просто передать свое настроение кукле

Кажется, репетиции главный режиссер театра кукол «Сказ» Юрий Самойлов любит не меньше, чем свои готовые спектакли, иначе почему он по месяцу и больше работает над одной пьесой и, даже когда спектакль выйдет, постоянно в нем что-то переделывает? Может, это и не совсем правильный подход к созданию театрального текста (так театроведы стали называть спектакли). Кто-то за две недели осуществляет свои постановки даже во взрослом театре и потом не заглядывает в зал посмотреть, что у него получилось. Но Самойлов, и, кстати, не только он, не может «отлипнуть» от пьесы. Например, Анатолий Эфрос ставил чеховских «Трех сестер» два или три раза, и каждый раз в новой трактовке.
      Не всем нравится присутствовать при строительстве чего бы то ни было («Когда б вы знали, из какого сора… »), но многим интересен сам процесс подготовки. И для меня на репетициях сидеть одно удовольствие. Работа над спектаклем начинается не сразу на сцене. Перед выходом на площадку артисты изучают материал. 
     - Мы посмотрели пять фильмов про Петра Первого, - делится со мной Юрий Алексеевич. Он приступил к спектаклю «Царь-город». Написал инсценировку по русской народной сказке «Петр и Петруша». Настал момент, когда артисты вышли на площадку. Евгений Шанин наполовину уже в костюме, в сшитых на заказ сапогах, высокий, стройный, ходит по сцене, словно по земле, что-то измеряет и записывает в тетрадке. Звукооператор включает фонограмму. Звучит песня царя. Эпизод повторяют раз пять. Самойлов недоволен артистом. И действительно, трудно представить болото, в которое вдруг проваливается царь. Было такое или не было на самом деле, никто не знает. Скорее всего, это художественный вымысел. Но если представить, что такое происшествие случилось и царя спас солдат, возвращавшийся со службы, как себя чувствовал глава государства? 
     Режиссер вместе с артистами ищет нужное состояние персонажей, необходимый темпоритм, повторяя один и тот же эпизод и в конце концов мне кажется, что, у Евгения Шанина стало что-то получаться. Солдата Петрушу играет Никита Юртаев. Ему пока не сшили костюм, он репетирует в спортивном трико. Он выходит из-за ширмы с песней, и я подумала, что юноша учится или уже окончил вокальное отделение училища искусств, где Юрий Алексеевич преподавал класс актерского мастерства. Но оба молодых человека пришли в театр «с улицы». Женя Шанин учился в торговом техникуме, бросил, работал грузчиком. У Никиты тоже нет специальной подготовки, также работал где придется. Оба, можно сказать, случайно оказались на театральной сцене. Оба всего несколько лет в театре. Пришли не испорченные штампами художественной самодеятельности. С утра приходили в театр и осваивали ремесло кукловодов. Каждый участвовал уже в нескольких спектаклях.
     В «Царь-городе» будет «живой план». Будут и планшетные куклы, петрушечные. Петрушечные будут представлять придворных и разбойников. Разной величины и марионеткам предстоит изображать Петра и солдат.
    - Чтобы понять настроение персонажа, надо куклу, так сказать, пропустить через себя, - объясняет Юрий Алексеевич. – Нужно найти настроение, состояние, пластику сначала в себе и тогда передать это кукле. И обучение, и репетиции начинаем мы с «живого плана». 
     Не все и не сразу получается у молодых артистов, но они охотно репетируют и не обижаются на едкие порой замечания режиссера.
     Кстати он собирается повезти их в Санкт – Петербургскую театральную академию, которую когда-то сам окончил. А пока они на ходу осваивают профессию.

 

Татьяна Тюрина
«Кузнецкий рабочий», г. Новокузнецк
22.02.2011

 
 

г.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!