Детский театр и в 70 молодой
- Новокузнецкому театру кукол "Сказ" 70 лет. Трудно представить, что в 1942 году 8 февраля в городе Сталинске открылся областной театр кукол. Артисты Новосибирского драматического театра "Красный факел" показали детям сказку "Волк и семеро козлят". Уже семь с половиной месяцев шла Великая Отечественная война, а тут вдруг открывают театр.
Посчитали, наверное, важной идеологической задачей. Но газета "Большевистская сталь" все-таки не сообщила об этом событии даже маленькой новостийной заметкой. Вся газета была посвящена положению на фронтах, работе металлургических цехов, тоже все силы отдающих фронту.
Мало что известно об открытии театра и о премьере. Даже о том, где это все происходило, история умалчивает. Известно, что режиссер-постановщик Д. Крамской. А уже в июне театр получил статус областного и работал под руководством Глеба Гончаренко, его первого директора. И перед детьми свое искусство не однажды показывали артисты театра Образцова.
После войны театр кукол продолжал развиваться. Но в 1962 году половина труппы уже Новокузнецкого театра перебралась в Кемерово. Так театр кукол разделился на областной и городской, который остался в Новокузнецке.
Яркой страницей в истории театра кукол были семидесятые. Главным режиссером его стала приехавшая из Фрунзе Наталья Ивановна Никифорова со своим мужем актером Львом Петровичем Машковым. Наталья Никифорова вошла в историю этого театра не потому, что их сын, выросший в этом театре, Владимир Машков, стал большой знаменитостью. Наталья Ивановна была одаренной личностью. Она имела три высших образования (актерское, режиссерское и театроведческое), которые получила во ВГИКе и ГИТИСе. Знала несколько иностранных языков, она отдавала себя театру со всей страстью.
А Лев Николаевич был талантливым актером и душой компании.
- В этот театр я пришла в 1972-м году. Наталья Ивановна приехала на год раньше меня. Здесь набирали студию, в которой мне и пришлось учиться, - вспоминает актриса театра Надежда Григорьевна Кириллова. - Для меня было новым все. А главная новость - что я в театре. В нем была очень сильная мужская группа, а Лев Петрович был заводилой, он был очень компанейским человеком и как-то бережно относился к нам, молодым. Это сейчас мы играем по два спектакля в день, а тогда и три, и четыре. И в пионерлагеря выезжали. Оставались там ночевать. Разжигали костер у реки, варили уху. Романтика. Отношения между людьми были другими, более духовными, что ли и, наполненными. Наталья Ивановна была очень требовательным руководителем. Она могла незаметно для нас приехать в лагерь и посмотреть, как идет спектакль и дать перцу, если что не так.
Спектакли были большими даже по количеству исполнителей. Пять-шесть актеров. Для взрослых зрителей ставили "Клопа" Маяковского, "Легенду старого комуза", "Неизвестные подвиги Геракла". Куклы были в основном тростевые. Это когда на вытянутых руках держишь гапид (деревянный остов внутри куклы, в нем машинка, с помощью которой куклы могли открывать глаза или закрывать). "Живой" план она начала с нами вводить. Над постановкой пьесы работали долго, начиная с застольного периода, когда разбирали характеры персонажей. Очень интересное было время.
Третий впечатляющий этап в истории театра связан с появлением в нем в 1994 году Юрия Алексеевича Самойлова, выпускника Ленинградского театрального института. Сначала он окончил актерский факультет по специальности "артист театра кукол", затем этот же институт по специальности "режиссер театра кукол". Первый же его спектакль "Сказ о том, как Кощей к Яге свататься ходил" был высоко оценен и критиками, и зрителями на "Кузбассе театральном". Затем было много замечательных спектаклей, в том числе и для взрослых, начиная с "Золотого осла" Апулея. Самойлов использовал (и продолжает это делать) всю сложную, многообразную систему кукол.
Театр "Сказ" стал выезжать на фестивали, и даже международные, и привозить с них призы. Самойлов вместе с бывшим тогда директором Алексеем Разуковым создали "Товарищество директоров и главных режиссеров театров кукол Сибири", существующее уже более десяти лет. Недавно в свое сообщество они приняли Владимира Машкова, и Владимир Львович с радостью согласился.
Спектакли на стационаре и выездах, фестивали, обменные гастроли, а еще различные проекты, такие как телепроект "Вставайка!", "Кукла лечит", "Фантазия на тему: "Сказка, кукла, ты и я" с детьми до трех лет и их родителями.
Недавно я побывала на таком импровизированном спектакле, в создании которого участвовали маленькие зрители и их папы и мамы. Малыши держали в руках кукол, которые вдруг потом "оживали" над ширмой, и маленький ослик Матвей (имя дал один из родителей) шел самостоятельно. Откуда малышу знать, что за ширмой стоят актрисы Мария Матренина и Елена Малаховская. Они и вели все это действо. Организовали родителей на установку декорации. И на мой вопрос к двухлетнему Тимуру, какой персонаж тебе больше всего понравился, он ответил: "Папа Сяся". Ребенку даже не пришлось объяснять, что такое "персонаж", сам догадался. После мероприятия я попросила сказать этого "папу Сясю" свое мнение о спектакле.
- Думаю, что сложно сочинить спектакль так, чтобы его поняли дети. Сам сюжет очень простой. Как ослик счастье искал. Они и не знают еще, что такое счастье, но подсказывают ослику: оно вверху, оно внизу! Я оцениваю этот проект по реакции детей. Они смотрели с интересом и с удовольствием участвовали. Никто не ушел. Никто не заплакал. Этот спектакль был для детей. И для детей он удался, - заключил Александр Н., предприниматель, 25 лет.
О том, как проходит юбилейный сезон, рассказывает главный режиссер театра Юрий Алексеевич Самойлов:
- Мы открыли сезон спектаклем "Четыре сыночка и лапочка дочка" по сказке "Волк и коза" в честь первого спектакля театра "Волк и семеро козлят". Организуем выставку детских рисунков на тему "Будущее театра кукол "Сказ". В конце февраля покажем спектакль, где будут играть и наши, и кемеровские артисты. Пытаемся разыскать всех, кто когда-то работал в нашем театре. Расширяем проект "Кукла лечит". Работать будем в Белове, Киселевске, Междуреченске, а не только у нас. Это будет психологическая помощь больному ребенку.
Юбилейные торжества мы будем проводить в апреле.
Мы работаем. Мы любим нашего зрителя.
Автор: Татьяна Тюрина,
Газета Кузнецкий рабочий