До абсурда
Новокузнецкий театр кукол «Сказ» свой 70-й сезон закрыл традиционно и необычно одновременно. Традиционно - потому что под занавес, как обычно, угостил зрителей премьерой. А необычно - потому что новый спектакль оказался экспериментальным, во многом для театра новаторским.
Совершенно необычная история, написанная польским драматургом Славомиром Мрожеком в жанре театра абсурда, да ещё и на манер басни. У пьесы очень романтичное название - «Серенада». Действие происходит ночью, и во многом здешняя подноготная овеяна её дуализмом: таинством романтики и таящейся опасности. Центральной фигурой здесь становится гитара, на которой играют белые, хорошо видные в темноте руки. Несколько масок с нарисованными на них эмоциями исполняют роль головы, перемещающейся, куда ей вздумается. А всё вместе - есть Лис, который пришёл к курятнику... зачем? Вид-то у него, прямо скажем, далёк от агрессивных намерений.
Вот такой получился облик - отчасти человеческий, отчасти животный, отчасти «музыкальный». Этот Лис, как оказывается, невероятно одинок, и цель он преследует высокую (хотя и неоднозначную - в театре, как водится, расшифровка смыслов отдаётся на предпочтение зрителя): найти себе собеседницу, подругу, быть может, жизни. Таковой он, кстати, считает одну из обитательниц курятника.
Каждого героя приходится играть двум актёрам - чтобы изобразить пернатых, например, одному артисту достаётся водить голову, другому - лапы. Спектакль исполняется в 16 рук. Очень красивое и загадочное представление, а гитарная музыка в сопровождении просто волшебна. Юмор, без которого театр абсурда был бы довольно раздражающим зрелищем, здесь тоже присутствует - в виде женских дрязг, петушиных манер... Лисье обаяние прямо-таки очаровывает зрителя (голос Лиса, кстати, принадлежит режиссёру спектакля Юрию Самойлову, и попадает он в образ доброго, романтичного и хитрого героя, как в яблочко). Сочетание бытовой сферы и надбытового, жизненного и философского взывает к пространным рассуждениям. Конечно, спектакль ориентирован не на маленьких детей. На премьере постановки присутствовали шестиклассники, которые сразу распознали в кудеснице-гитаре самое нутро, душу Лиса.
- Та тема, которую поднимает драматург, сегодня очень актуальна, - говорит режиссёр. - Когда я, например, начинаю с молодёжью, подростками говорить о любви, они смеются. «О чём Вы, какая любовь? Сейчас такой век, что всё по выгоде...». Но где-то же есть такие романтики, как этот Лис. Они в дефиците, согласен. Петь девушке песни, серенады под окном нынче не принято. Мы к тому же привыкли, что у нас есть клише на всё: вот хороший, вот плохой. Плохой - ну так поищите в нём хорошее. Отчего он стал таким? Мрожек здесь как раз стереотипы разрушает. Всё ставит с ног на голову. А может быть, и наоборот - с головы на ноги. Мне кажется, что в любом случае, этот спектакль будет интересен зрителям.
Анастасия Лешкевич