О нас пишут

"Я в детстве не наигрался"

Театр кукол "Сказ" спектаклем для взрослых "Серенада" закрыл юбилейный сезон. Но закрытие сезона для этого театра - вещь условная. Впереди не менее интересная жизнь. Обменные недельные гастроли с театром кукол "Тирлямы" города Братска. Затем нашим кукольникам предстоит поездка в Болгарию на Дни российской культуры, где они покажут спектакль "Иван - царский сын" и мастер-классы. В сентябре в Томске пройдет региональный фестиваль, в октябре - фестиваль в Костроме, в ноябре - Международный фестиваль дружбы в Йошкар-Оле. Вот такая яркая перспектива. А 1 июня в День защиты детей "Сказ" показал премьеру "Серый волк в Красной шапочке". Поставил спектакль режиссер из Челябинска Людвиг Устинов. Музыкальное оформление делает Юрий Самойлов. После одной из репетиций, где выверяли музыкальную партитуру, я попросила Людвига Григорьевича ответить на несколько вопросов. 

- Людвиг Григорьевич, вы давно в профессии? 
- Если начинать отсчет с народного театра, то 50 с лишним лет. С 1970 года работал главным режиссером театра кукол. 
- У вас же много сочиненных вами сказок или, точнее, как-то переделанных сказок. 
- 21 сказка. Они идут по России. Я всегда брал за основу русские народные сказки. Мы с драматургом Мишей Бартеневым говорили, что если сказку не трогать, она будет древностью, а ее нужно пересказать. Каждое поколение авторов пересказывает сказку на свой лад, сохраняя сюжет. 
- Ну да, сколько авторов, столько вариантов. 
- Да. Ну а сейчас тем более нам, режиссерам, даны права, и те, кто может писать, начинают писать. 
- Но "Красная шапочка" - не русская сказка.

- Берем французскую и пересказываем ее по-русски.

- Недавно я купила для маленького родственника "Красную шапочку" в переводе Тургенева и пришла в ужас. Она заканчивается тем, что волк съедает девочку. В Интернете нашла, что Тургенев смягчил эту историю, она была еще страшнее. Не знаю, почему для детей сочиняли сказки, от которых ребенок не будет спать. Но сейчас тенденция обратная. Из Бабы-яги делают старую кокетку, из волка довольно милого недотепу. Почему? 
- Время немножко поменялось. Мы пришли к какому-то жестокому освоению этого мира. Хотелось бы видеть детей с доброй душой, с хорошими мыслями, чтобы они радовались жизни и знали, зачем живут. Я как-то встретил мальчика, неожиданно для меня среагировавшего на то, что взрослый человек отломил ветку. "Что вы делаете? Дереву больно!" - возмутился он. А когда я рыбачил и поймал рыбку на крючок, мальчик заплакал. Вы, говорит, издеваетесь над рыбой. Это, конечно, другая крайность. Но доля правды в этом есть. Этот мальчик понимает, что мир вокруг него живой. Он не раздавит червячка. Он будет просто на него смотреть. Ребенок, еще маленький, признает право на существование тех, кто рядом с ним. А не так: я сильный, я могу победить. 
- Но дети из хороших семей очень часто агрессивны. Они таскают кошек за хвосты, стараются пнуть их. 
- Нет, это уже порча какая-то. Это значит, проморгали родители, а может, и бабушка с дедушкой. Плохо, когда ребенок норовит обидеть более слабого. Кошку за хвост потаскать, в ворон пострелять. Ради чего? Зачем? Боль другого его радует. Он сильнее. 
- "Волк в Красной шапочке" о чем? 
- О том, что каждый в этом мире может жить и радоваться жизни. Для нашего волчонка злые волки казались мужественными и были примером. Он старается на них походить, но не получается, потому что его окружают другие зверушки, которые видят в нем доброго волчонка. Живи с нами вместе, говорят ему. В конце спектакля, когда волка разоблачили, он вдруг заявляет: "Я собачкой стану". А ему отвечают: "Не надо собачкой. Оставайся серым волком". 
- Это музыкальный спектакль с большим количеством песен. Джазовая мелодия звучит. Тема волка. 
- Я очень люблю джаз. Он очень театральный, игровой. И дети хорошо воспринимают джаз, потому что он ритмичный, точный. Ребенок любит четкие ритмы. У нас 18 включений. Подбирал музыку Юрий Алексеевич (Самойлов. - Т.Т.). 
- Знаю, что это вторая ваша работа с этим театром. А на будущее есть планы? 
- Юрий Алексеевич замахнулся на "Сотворение мира" Исидора Штока. Но я не знаю пока, как это осуществить. А для маленьких люблю делать спектакли. Я рос в военные годы, поэтому, наверное, не наигрался.

 Татьяна Тюрина

Городская газета "Кузнецкий рабочий"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!