О нас пишут

Под флагом фестиваля

Флаг у "Кузбасса театрального" был переходящий. Арлекин, Коломбина и Пьеро тихонечко прокрадывались на авансцену перед каждым фестивальным спектаклем и со словами, "Чтоб каждый вечер был у вас аншлаг, мы учредили наш переходящий флаг", вручали флаг представителю очередного театра. 
Эта смешная троица была камертоном праздника, а аншлаг был не только каждый вечер, но и каждый день, поскольку спектаклей на малой сцене было по два в день. 
Фестиваль взбодрил и публику, и кузбасские театры. Полные залы были даже на "Дон Жуане" нашей драмы и на спектакле театра кукол "Сказ" "Серенада", которые, казалось бы, за год успели посмотреть новокузнечане. 
Переполненный зал у деятелей театра традиционно вызывает прилив сил, энергии, уверенности в себе. На такой зал просто приятно смотреть, его гул радостно слушать, даже если он устраивает овации театру, спектакль которого критики мягко и элегантно "размазали по стенке". Ведь и театральные эксперты, как они сами признают, не истина в последней инстанции. 
А вообще-то фестивали устраиваются в первую очередь для самих артистов. Кемеровская драма первой показала свой спектакль, после которого почти все его участники вернулись домой. Но супруги народные артисты России Лидия Цуканова и Евгений Шокин остались у нас на всю неделю. Почему? - спросила я. - Что дает вам фестиваль? 
- У себя дома нам не удается посмотреть спектакли других кемеровских театров. И "Алые паруса" музыкального театра Кузбасса, и "Портрет" спектакля "Слово", и "Дон Жуана" новокузнецкой драмы, и "Серенаду" вашего театра кукол, и прокопчан - все это мы можем увидеть только здесь. Есть что посмотреть. С удовольствием мы слушаем и критиков, Татьяну Николаевну Тихоновец и Александру Ильиничну Лаврову. 
- Фестиваль - это событие, это смотр творческих сил, это некое подведение итогов на данный момент, - сказала Лидия Цуканова. 
Фестиваль - праздник, потому что встреча с интересным спектаклем - это большая радость. Не так много открытий бывает на фестивалях, но они есть, их надо заметить. Для критиков была открытием "Серенада" театра "Сказ". Пьеса театра абсурда у кукольников и интересно поставлена. 
Необычным показался им и наш Дон Жуан (Евгений Лапшин), и его слуга Сганарель (Артур Левченко), а Андрея Ковзеля вообще назвали звездой. На "круглом столе" Татьяна Николаевна Тихоновец, неоднократный эксперт "Золотой маски", говорила, что Сибирь, на ее взгляд, страна внутри России. "Это такой котел, в котором кто только ни варится, здесь люди отовсюду. Удаленность от столицы не должна вызывать комплексы. Благодаря этой удаленности от Москвы и могут появляться здесь интересные идеи, театральные проекты. Из центральных городов России молодые артисты рвутся в Москву. Никто не хочет жить в Туле, Ярославле. Вся центральная Россия просто оголена. Из Сибири уехать в Москву труднее. 
Фестивали должны быть обязательно, - продолжала Татьяна Николаевна. - Театрам как можно чаще нужен посторонний взгляд, новый зритель, столкновение с другой средой. Театр на другой площадке - это проверка и для постановщиков, и для артистов". 
Семинары, а эти встречи с критиками походили на семинары, были и полезны, и радостны, как всякая встреча с человеком умным, знающим предмет, с человеком с юмором и доброжелательным. 
Театрам нужны другие зрители, а нам, зрителям, интересны другие театры. Не халтурная антреприза, а малознакомые нам творческие коллективы, яркие индивидуальности. Я люблю наших новокузнецких артистов. Но и с каким удовольствием посмотрела Александра Измайлова в роли Городничего и Ивана Крылова в роли Хлестакова, показавших хрестоматийных героев современными, узнаваемыми людьми. Как великолепен Денис Казанцев в роли Черткова в "Портрете" Гоголя (театр "Слово"), он же в спектакле Молодежного театра "Lond Distance, или Славянский акцент" иммигрант египтянин, он же автор и исполнитель шикарного "капустного" номера. Это актер психологически тонкий и точный, глубокий и интеллектуальный. Рада была увидеть бывшую артистку нашего театра кукол, а сейчас артистку театра "Слово" Валентину Нефедову в "Портрете" - и было приятно слушать высокую оценку ее работы критиками. 
Прокопчан артисты Кузбасса теперь иначе как золотомасочниками и не зовут. Им приходится держать марку. Их спектакль "Класс Бенто Бончева" - изящная, смешная и проникновенная мелодрама - явился для меня неким событием фестиваля. 
Фестиваль закончился. Спектакли, обсуждения, "капустники", фуршеты - все это позади. 
Грустно, что закончилось. Радостно, что это случилось. 
Сергей Косолапов, Ирина Галактионова (фото) 

P.S. Фестиваль не был конкурсным. Но все театры получили по грамоте с индивидуальной записью. Денежный приз губернатора вручили Кемеровскому театру для детей и молодежи за спектакль "Long Distance, или Славянский акцент". Исполнитель роли Дон Жуана Евгений Лапшин удостоен творческой командировки в столичный театр.


Автор: Татьяна Тюрина

Источник: газета Кузнецкий рабочий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!