О нас пишут

Классика на все времена

Это будет девиз нового 72-го сезона в театре кукол "Сказ". Но поскольку перед ним после Америки главный режиссер "Сказа" Юрий Самойлов съездил в качестве члена жюри на два международных фестиваля, я и попросила сначала рассказать об этих двух событиях. 
- Фестиваль петрушечников мира проходил в Италии в небольшом курортном городке Червия, расположенном на берегу Средиземного моря между Равенной и Римини. Поселения там с VIII века до н.э. У них три-четыре домика в ряд - это уже поселок. 
Фестиваль этот придумал и организовал Стефано Джунке, режиссер. Познакомились мы еще в 2008 году в Москве на Всемирном фестивале петрушечников, который проходил в саду "Эрмитаж". Именно тогда нам из Министерства культуры передали диск "Академия Петрушки", где мы были внесены в реестр, и наш театр стал в нем главным действующим лицом. Наши отрывки из спектаклей в этом диске были особенно крупные. Во второй раз мы встретились с Джунке уже в Тегеране, где оба были членами жюри. 
Мы подружились. Он никогда не видел русский театр Петрушки. Ему было интересно. И Джунке пригласил меня на свой фестиваль в Италию. Там собрались коллективы из одиннадцати стран. Практически вся Европа, и не только. Были даже кубинцы. В жюри были канадский режиссер и театровед Жак Трюдо, режиссеры из других стран. 
Фестиваль, который Джунке проводил в тридцатый раз, не был конкурсным, не отбирали лучших, не критиковали худших. Просто собрались знатоки Петрушки, чтобы посмотреть состояние этого театра и помочь, поддержать, популяризировать искусство площадного театра. 
Итальянский театр Петрушки отличается и сущностью, и формой подачи. Если наш русский театр Петрушки играет пьесу с сюжетом, то у них Петрушка просто веселит публику, выкрикивая что-либо смешное. Джунке и в Тегеран привозил двух парней-петрушечников. Они работали в двух кабинках. Один отработает, кидает куклу другому. Музыкальный инструмент у них - барабан вроде шаманского, и они лупят по нему. 
Наши мастер-классы заключались в том, что мы рассказывали о своем театре, об истории, о традициях. Я начал с признания любви к Италии и ее народу и сразу сказал, что этого героя мы у них позаимствовали 300 лет назад. Несколько фраз я говорил по-итальянски, какие успел выучить, а вообще были с нами два переводчика - парень и девушка, приходившие на помощь. Выходил я с балалайкой и двухрядкой. 
Все представление было на берегу, на вытоптанной поляне. Только начинал растягивать меха, как люди поднимали головы со своих лежаков. Пляж ведь. А пляжи у них! Стерильные. Ни банок, ни бутылок не валяется, как у нас в Сочи. Никто ничего не продает, никаких пончиков. А у меня вдруг появляется ширма-рубаха, натянутая на обруч, и возникает над ней Петр Иванович Уксусов, здоровается и начинает задирать тех, кто еще с лежаков не встал. Люди подходят, я раскрываю свой чемодан, достаю кукол. Всем хочется подержать в руках балалайку, потискать ее, взять в руки куклу. Причем это происходит везде. В Америке женщина лет сорока вызвалась забраться в нашу ширму-рубаху, перетрогать всех кукол. Вообще я заметил: люди и в Америке, и в Италии, и в той же Болгарии, только не в России, очень раскованные. Людям нравится принимать участие не в дискуссии, а выйти и подержать в руках балалайку, двухрядку, кукол. 
Я еще раз убедился, что наш Петрушка самый интригующий. И только у нас присутствуют живые инструменты, а не шарманка с встроенной в нее фонограммой. Самые звонкоголосые инструменты - это наши балалайка и гармошка. 
- Фестиваль в Сочи чему был посвящен? 
- Вернулся домой и через два дня полетел в Сочи, на Международный фестиваль интерактивных перформансов. Там было много интересных людей. Были профессора, изучающие языковую культуру, один, например, историк из Москвы, специалист по русской культуре, начиная с древних времен, был там и профессор, преподающий историю театра, он мог рассказать про все виды драматического искусства, и про кукол все знал. Очень интересно было их послушать. Из спектаклей на меня особенно произвел впечатление спектакль театра из Алматы. Все действие происходит в автобусе, который двигается с малой скоростью, а зрители за ним идут - интересно ведь, что дальше будет. 
- Ну и наконец, что будет в новом сезоне? 
- 20 сентября мы открываемся "Цветочком аленьким" и "Серенадой". В этом году исполняется 155 лет сказке Аксакова "Аленький цветочек". И мы весь сезон посвящаем классике. На следующий день после открытия одна группа артистов со спектаклем "Конёк-Горбунок" уезжает в Барнаул, а барнаульский театр приезжает к нам. Это будут обменные гастроли. А вторая часть театра будет репетировать под руководством нашего мэтра режиссера из Челябинска Людвига Устинова сказку "Три медведя". 
- Что будет делать режиссер Самойлов? 
- Готовиться к региональному фестивалю нашего Товарищества. Он пройдет в октябре в Красноярске. В ноябре наш театр поедет в Йошкар-Олу на Международный фестиваль драматических театров "Мост дружбы", где мы будем открывать этот праздник. Организаторы просили "Серенаду" или "Золотого мужика". Ну и новогодняя кампания, к которой мы всегда очень тщательно готовимся. 
Весной, надеюсь, продолжим нашу совместную работу с американскими друзьями. В общем, сезон должен быть содержательным.  

Татьяна Тюрина

Источник: газета "Кузнецкий рабочий"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!