И "формой взорвать содержание"
Спектакль "Цветочек аленький" Юрий Самойлов поставил в своем театре кукол "Сказ" на 155-летие сказки Аксакова "Аленький цветочек". И поставил с любовью к автору. Поменял лишь местами подлежащее с прилагательным и добавил свое начало к сказке.
Волшебную историю начинает и ведет лесная нимфа (Галина Романова). Кружится среди берез, радуется окружающей ее красоте. Давно заметила нимфа уродца с добрыми глазами, выглядывающего из дупла.
- Грустишь? А я тебе расскажу одну историю, - утешает волшебница лесного жителя и начинает рассказ про купца с дочками, про аленький цветочек да про то, как чудище превратилось в молодого красавца. Надежду своему соседу дала.
Как всегда, Самойлов сочетает живой план (нимфа) с куклами - купец, дочери, расколдованный королевич и мохнатая лапа с когтями, только по этой детали зрители могут вообразить себе чудище, к которому пришел на остров купец за подарком для младшей любимой дочери. И купец с дочерьми, их дом, и хоромы чудища занимают свое место в проволочной конструкции, напоминающей ракету. Центральное выразительное средство в этом спектакле - свет. Световая партитура с первой минуты передает волшебство сказки, и юные зрители сразу приходят в неописуемый восторг. Это были какие-то особо продвинутые второклассники, смотрели спектакль, активно включаясь в содержание, вслух по ходу комментировали.
- А это потому, что она добрая, она очень добрая, - несколько раз повторила девочка, оценив желание младшей дочери пойти к чудовищу, раз уж она попросила аленький цветочек.
Световые и музыкальные всплески передавали ключевые моменты превращений, и дети визжали от сладкого ужаса.
- Мне так было страшно, я аж в стул вжалась, - в полный голос, уж не знаю кому, рассказывала какая-то девочка.
А после спектакля школьники не повскакивали со своих кресел и не побежали домой, а тянули руки, как на уроке, желая высказаться, как с ними и договаривался перед началом режиссер. Юрий Самойлов выслушал человек пять, а остальных попросил написать и нарисовать свои впечатления о спектакле.
Труд артиста театра кукол нелегок. Галина Романова играла нимфу, а также говорила за старшую и младшую дочек. Никита Юртаев был и купцом, и расколдованным королевичем. Анастасия Кулешова исполняла роль средней сестры. А еще им надо было делать перестановки, незаметно подавать необходимый реквизит. По физическому напряжению и ловкости труд артиста-кукольника похож на труд циркового артиста.
"Цветочек аленький" - спектакль гармоничный, идет на одном дыхании. Мне было интересно услышать мнение Людвига Устинова, режиссера, приехавшего ставить в наш театр "Три медведя".
- Когда-то Мейерхольд сказал, что форма должна взрывать содержание. Так вот Юра это с успехом делает. Он бытовую сказку ставит как волшебную. Можно было бы легко все построить. Ширму натянул, домик, березки возле домика поставил. Но Самойлов придумывает сложную конструкцию. У Юры своеобразный театр, - объяснял мне Людвиг Григорьевич, мэтр кукольного движения. А еще он молодец, потому что ставит русскую сказку.
Не могу не согласиться с Устиновым. Кто-то же должен помнить, что искусство еще и воспитывает людей. И маленьких особенно.
Татьяна Тюрина
Источник: газета "Кузнецкий рабочий"