Прага-это недалеко
Главный режиссер театра кукол "Сказ" Юрий Самойлов много ездит по разным странам. Проводит мастер-классы, работает в жюри фестивалей, участвует в международных проектах. Только что он вернулся из Праги, где в знаменитом театре кукол "Гурвинек" ставил спектакль. Мы попросили Юрия Алексеевича поделиться впечатлениями о театральной жизни Праги, рассказать о своей работе с чешскими артистами.
-С театром "Гурвинек" я познакомился в прошлом году. Проводил там мастер-класс с молодыми артистами. Тогда же показал записи наших спектаклей и занятий с больными детьми. Куклотерапия сейчас интересует очень многие театры Европы и Америки. И в Праге это тоже вызвало большой интерес. Художественный руководитель театра "Гурвинек" Мартин Класек говорил мне, что он не удивляется способности куклы лечить ребенка. И очень был рад, что мы этим занимаемся. Мы с Мартином целый год потом общались по скайпу, и он предложил мне приехать к ним еще раз, но уже с тем, чтобы поставить спектакль. Из нашего репертуара ему приглянулся "Цветочек аленький". На нем и остановились. Им хотелось иметь в афише что-то русское. Их репертуар состоит в основном из национальных чешских произведений. Есть еще восточные сказки типа нашего "Аладдина".
И я приехал в Прагу во второй раз. Моей задачей было познакомиться с цехами. Я показал им фотографии нашей конструкции, в которой должно было происходить все действие, и спросил: смогут ли они сделать такую же? Мне ответили: "У вас смогли, а у нас не смогут?"
- На каком языке вы общались с актерами?
- На русском. Все они хорошо говорят на английском. Они ведь тоже много ездят. Но в России единственный раз были в театре Образцова в 1980-е годы. Сейчас каких-то налаженных связей с нашей страной нет. На репетиции приходил каждый раз актер лет шестидесяти, хорошо знавший русский язык. Он не был занят в спектакле, ему просто было интересно. Он помогал мне, но мы с артистами понимали друг друга и без переводчика. Так, наверное, всегда происходит у людей одной и той же профессии.
- На каком этапе ваш спектакль?
- Уже все запущено, все рассказано. У них там все строится не как у нас. Берется какое-то количество времени, за которое мы должны сделать с актерами то-то и то-то, затем они самостоятельно делают то, что я им дал. Потом проверяют результат на зрителе. А уже потом я должен буду это принять. У них не приглашают режиссера на два месяца. В Европе хорошо считают деньги. И поэтому мы работали там без выходных. Там актер должен уметь работать самостоятельно. Это очень важный момент, в котором проявляется профессионализм. У нас же артисты часто иждивенцы, ты все за них должен придумать. Получается такая дрессура. Хотя в нашем театре кукол "Сказ" много построено по западному принципу. Мы обговариваем, о чем будет завтра репетиция. И она может длиться и два, и три часа, и никому в голову не придет сказать, что пора домой. И репетируют артисты "Сказа" много самостоятельно. И на репетиции, которые провожу я, обязаны приходить подготовленными. В общем, мне было легко работать с актерами "Гурвинека".
- Ближе к весне вы примете спектакль, и на этом всё?
- Нет, не всё. Мы с Класеком обсуждали возможность обменных гастролей. Ему понравилась идея малонаселенных спектаклей, которые можно перевозить в самолете. И еще здорово, что из Праги прямым рейсом летает самолет в Новосибирск. Мне кажется, мечта любого театра кукол - принять на гастроли такой знаменитый театр, как "Гурвинек".
- Какие театры вы там еще видели?
- В Праге семь профессиональных мощных театров. Меня привлек Пражский театр марионеток. Они, правда, работают не только марионетками, но и петрушечными (перчаточными) куклами. Я даже посмотрел один спектакль. Есть интересный театр, построенный на фокусах, и называется он "Магик". Есть национальный театр, где и балет, и опера. Есть отдельно оперный театр. Да, есть театр теней. Ну и другие. В общем, жителям и гостям Праги есть куда пойти. Съездил я в Нюрнберг, где был в восторге от дома-музея Альбрехта Дюрера, и в Дрезден, где насладился шедеврами знаменитой галереи. Был в Вене. Европа хороша еще и тем, что все замечательные города рядом.
Конечно, приятно, когда тебя приглашают. Сейчас пригласили в Новосибирск поставить в их театре кукол белорусскую сказку. И все-таки для меня важно не то, что меня приглашают как постановщика. Для меня важно, чтобы коллектив мог поездить, как ездили мы в Армению, Болгарию, в Америку.
Татьяна Тюрина.
Источник: газета Кузнецкий рабочий