В мире кукол
В минувшее воскресенье отмечался Международный день театра кукол - одного из древнейших видов искусства. Больше 40 лет посвятила этому творческому занятию актриса Новокузнецкого театра кукол «Сказ» Надежда Григорьевна КИРИЛЛОВА, сыграв за это время несколько сотен ролей, главных и второстепенных. Она и сегодня активно занята в спектаклях «Гуси-лебеди», «Жила-была Лень»...
В Новокузнецком театре кукол «Сказ» Надежда Григорьевна Кириллова в 1972 году оказалась совершенно случайно. После школы она поступала в один из театральных вузов страны на отделение драмы. По её собственному признанию, она просто грезила большой сценой. Однако нужное количество баллов для учёбы на этом направлении не набрала. В приёмной комиссии её долго уговаривали подать документы на отделение актёров театра кукол.
Но юная Надежда отказалась категорически: если уж театр - то только драматический! Вернувшись домой в Алтайский край и посоветовавшись с мамой, чтобы не терять год, решила поехать к родне в Новокузнецк и поступить в педагогический институт. А когда шла от вокзала по проспекту Металлургов в направлении вуза, увидела большое красочное объявление о приглашении в актёрскую студию Новокузнецкого театра кукол, которую набирала Наталья Ивановна Никифорова - мама знаменитого ныне актёра кино и театра Владимира Машкова. Это был знак судьбы! Надежда зашла поинтересоваться... и задержалась в театре кукол на долгие-долгие годы. Теперь она уже и не представляет, что её жизнь и творческая судьба могли бы сложиться иначе.
- Театральная студия научила меня многому в профессии. Наталья Никифоровна была очень высокообразованным человеком. Мы проводили в театре круглые сутки, часами репетировали, постигали мастерство работы с куклами, читали много специализированной литературы: К.С. Станиславского, А.П. Чехова и других, - вспоминает она. - Это было чудесное время! В труппе была очень сильная мужская половина. Они относились к нам по-отечески, всегда поддерживали. Обучаться и работать было тяжело: не было нужной силы и сноровки, чтобы за ширмой управлять на вытянутых руках тяжёлыми куклами. Кроме того, в помещении, где репетировали, было очень холодно, зимой с потолка буквально сыпался снежный иней.
Помню, как Лев Петрович Машков нас старался развеселить и подбодрить. Иногда он раздевался до майки, начинал быстро двигаться и говорил, что ничуточки не замерз. Через какое-то время это, правда, закончилось для него пневмонией, но мы, воспрянув духом, вовсю репетировали спектакли. Словом, старшее поколение старалось нас всячески поддержать, помочь нам встать на ноги. А мы, молодые, относились к ним с пиететом, буквально благоговели. Досадно, что сегодня таких отношений нет. Время другое! Да и современный кукольный театр уже не тот, что был прежде. Всё меньше ролей за ширмой, всё больше работы в открытую, когда много живого плана и активно используются ростовые куклы.
- С одной стороны, стало легче: ушли в прошлое тяжёлые куклы, с другой - ты не за ширмой, все видят, что стоит актриса и она работает куклой, - рассказывает Надежда Григорьевна. - Надо играть так, чтобы внимание было привлечено к кукле, её образу и характеру, своей чрезмерной мимикой или движениями не перетянуть внимание на себя. Я очень люблю тростевую куклу (она надевается на руку актрисы, которая двумя тросточками управляет её ручками) - у нас в театре сейчас, к сожалению, она практически не используется.
Обожаю марионеток, которые движутся при помощи нитей. Они своенравны, с ними трудно работать, сложно управлять, но это такое удовольствие, когда многочасовыми репетициями добиваешься нужного движения и кукла начинает жить. Работа в костюме ростовой куклы тоже имеет массу нюансов. Жарко, тяжело, да и свой голос нужно так посылать, чтобы он прорывался сквозь толстый слой поролона и ткани, из которого изготовлена маска, и доходил до зрителя.
За длинный творческий путь Надеждой Григорьевной сыграны сотни ролей и спектаклей. Сразу и не выделишь наиболее любимые. Она с нежностью вспоминает бегемотика Жору, в роль которого вжилась сразу, без всякого напряжения. Может быть, потому что его наивность и жажда познания были так похожи на её отношение к жизни. А изменились ли за это время зрители?
- Дети всегда дети. Став более независимыми и свободными, они и сегодня хорошо сопереживают, погружаясь в сказку, - говорит Надежда Григорьевна. - Но вот что настораживает: бытует мнение, что сейчас дети ничего не боятся. А в одном из спектаклей герой выходит живым планом и достаёт ремень - и почти на каждом представлении есть дети, которые начинают плакать. Они знают про это наказание. Раньше таких случаев практически не было.
Характерная черта времени: родители почти не смотрят спектакли вместе с детьми. Заводят их в зал, а сами сидят в фойе или идут в магазины. Нет совместного переживания сказочных событий, последующего обсуждения увиденного с ребёнком... А ведь когда взрослые приходят, они с удовольствием смотрят постановку, иногда реагируют даже лучше, чем дети. Всегда приятно смотреть на мам и пап, бабушек и дедушек, которые всё бросили, выкинули из головы житейские проблемы, позволили себе расслабиться и хорошо провести время вместе со своим ребенком.
Даже американские дети, с которыми Надежда Григорьевна познакомилась во время поездки в штат Кентукки в рамках проекта «Кукла лечит», мало чем отличаются от русских по восприятию мира кукол. А вот тамошних учителей шокировало, что в детских спектаклях присутствует Смерть. Они запротестовали: зачем это показывать детям и зачем вообще об этом рассказывать? В русской же народной сказке, как писал В.Я. Пропп, тема смерти на разные лады правит основной сказочной интригой. Но за океаном пришлось перестраиваться.
Надежда Кириллова - член Союза театральных деятелей, за многолетнюю работу за и творческие достижения она неоднократно была награждена почётными грамотами Министерства культуры РФ, управления культуры администрации г. Новокузнецка, премиями губернатора Кемеровской области. Театр кукол однажды открыл для неё свои двери и больше не отпускал. Ведь здесь самый лучший зритель - чуткий, искренний, благодарный. Несмотря на все сложности работы, она не мыслит себя без кукольного царства. Даже когда нездоровится, она знает, что в родном «доме» ей станет легче. - Меня театр лечит! Репетиции, спектакли, куклы, сама обстановка - всё поднимает настроение, дает силы жить динамичной и яркой жизнью.
Алевтина Башмачкина,
газета "Кузнецкий пенсионер"