О нас пишут

Дело, которое нравится

Приключения Петра Ивановича Уксусова" - именно так называется это фольклорное произведение в записи Афанасьева, попросту "Петрушка". Этот спектакль наш театр кукол "Сказ" поставил в 1996 году. Режиссер-постановщик Юрий Самойлов. Он же исполнитель роли Музыканта, который появляется перед публикой с гармошкой-двухрядкой и с балалайкой, поет, играет - в общем заводит публику. А роль Петрушки и остальных восьми кукол исполняет, находясь в ширме-рубахе, уже пятый актер. Я всегда считала "Петрушку" одной из самых удачных работ театра. Видела этот спектакль с первыми исполнителями. А тут пригласили театр на фестиваль в Сургут. Выбрали "Петрушку". За две недели ввелся на эту роль Евгения Шанина. Я посмотрела в записи сначала концерт из номеров, остроумных, но с незатейливым набором выразительных средств. С полными спектаклями были только два театра, в том числе и наш "Сказ". 
Наш спектакль я смотрела в записи на другой день. Знаю привычку Самойлова постоянно обновлять своё детище. Смотрела как новую постановку. Тем более главный герой - премьера Евгения Шанина. 
Публика заводилась с полуоборота и участвовала во всех предложениях Музыканта. Петрушка Евгения Шанина был не говорящей куклой, колотящей палкой всех подряд. Он был живым человечком, этаким жизнерадостным существом. Над ширмой появлялись Капрал, Цыган, Лошадь, Невеста Петрушки, Рыбка, Доктор, Смерть. Кого-то забыла. Их 9 вместе с Петрушкой. Шанин не только говорил за каждого, находил характерные краски. Они ведь не доклады читали и говорили не по очереди, а и перебивали друг друга. Обнимались, дрались - короче, взаимодействовали. Это было непрекращающееся ни на минуту действие, в котором Петрушка был главным, а еще он общался с Музыкантом. И это общение живого человека с куклой было на удивление естественным. 
Взрослый человек, я хохотала все 50 минут спектакля. И поняла, что это не один из лучших, а это лучший спектакль театра, это, можно сказать, шедевр кукольного искусства. 
На фестивале после спектакля к Жене Шанину подходили и зрители, и участники фестиваля с вопросами: как он управляется с 9 куклами. В общем, его премьеру приняли там с восторгом. 
И мне, естественно, захотелось поговорить с артистом. 

- Женя, как ты оказался в театре кукол? 
- Все достаточно банально. Окончил школу. Мне было 18 лет. Артистом не собирался быть, но надо было где-то работать. Помог наш знакомый, посоветовал прийти в театр кукол. Я думал, меня возьмут звуковиком. Со звуком я дружил. У меня и рок-группы были. Но Юрий Алексеевич Самойлов предложил мне попробовать себя артистом. Я подумал: терять мне нечего. Он посадил меня в гримерке, попросил почитать стихи, как будто я футбольный комментатор. Ну я попробовал. Юрий Алексеевич сказал: "Походи на репетиции, посмотришь работу". 
Шесть лет прошло... 
- За шесть лет ты научился и на сцену выходить, и работать с куклами разных систем. Как этому обучался? 
- Приходил за два часа до репетиции и тренировался. Я же музыкант, инструментами владею. Нас в 70-й школе, где я учился, и на фортепиано учили играть. Может, какая-то предрасположенность есть. 
- Что было особенно интересного в работе с куклой? 
- Не знаю, как сказать. Магия, что ли. Мне нравится этим заниматься. Раньше я любил пародировать. Все смеялись. Но одно дело в компании, на любительском уровне. Другое дело - профессия. 
- Ты ведь учишься в институте? 
- Да, в Санкт-Петербургской театральной академии на 2 курсе, на артиста театра кукол. 
- Женя, ты ввелся в знаменитый спектакль, он не однажды лауреат. Как это было? 
- С этим Петрушкой у меня отдельная история. Когда я пришел в театр, первый спектакль, который посмотрел, был "Петрушка". Я посмотрел и опешил. На меня он произвел огромное впечатление. И я подумал: если я когда-то смогу так - значит я добился чего-то в этой профессии. Через шесть лет мне доверили играть в этом спектакле. Перед Сургутом я ночевал, можно сказать, в театре. Выходные не выходные. Человек один, кукол много, а голосоведение разное. Хотелось произвести впечатление такое же, какое на меня этот спектакль произвел. В Сургуте мы очень прилично выступили. 
- Сейчас ты вернулся с выезда. Какой спектакль играли? И вообще, насколько плотно ты занят в репертуаре? 
- Мы играли "Не садись на пенек, не ешь пирожок". Я играю там Медведя. Спектаклей пять-шесть ходовых у меня. В неделю шесть спектаклей точно играю. 
- Не надоедает постоянно находиться в театре? 
- Ну это же рабочий процесс, и вообще, это не работа, а дело, которое нравится. 
Т. Тюрина.

Источник: газета "Кузнецкий рабочий"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!