О нас пишут

Тяжело, душно, но радостно

Маша Матренина в театре кукол “Сказ” пятый год. Симпатичная, обаятельная, приветливая. Последним качеством она как-то особенно привлекает. Главный режиссер театра Юрий Алексеевич Самойлов считает, что Маша очень пластичная. Это значит, в любой спектакль легко и быстро входит и куклу чувствует. А артисту-кукольнику в одной сказке приходится порой водить и говорить, а точнее - жить за несколько персонажей. Тут без пластичности никуда.
Во многих спектаклях я видела эту артистку, но особенно мне понравилась она в сказке “Конёк-Горбунок”, где Маша играет пять ролей. Не знаю, как так вышло, что я не видела этот спектакль раньше. А работа и режиссера, и артистов (Анатолия Винтенко и Марии Матрениной) великолепная. Здесь все органично и гармонично, и с юмором. И музыка великолепно подобрана, что особенно характеризует режиссуру Самойлова. И каждая мизансцена отточенная. В общем, мне показалось, что это один из лучших спектаклей театра, хоть Юрий Алексеевич считает его рядовым. И Маша, работая в паре с высоким профессионалом Винтенко, не уступает партнеру.
Как почти все молодые артисты театра, Мария пришла сюда не после театрального училища. Родители в кукольный театр не водили. После школы поступила во второй педагогический колледж, где факультативно занималась искусством театра кукол. На выпускной спектакль по приглашению их педагога пришел Самойлов. Маша и не мечтала попасть в профессиональный театр, но преподаватель замолвила за нее словечко. И сразу после окончания колледжа девушка пришла в “Сказ”.
Главным учителем стал Юрий Алексеевич. Помогали и артисты. И Галина Ивановна Романова, и Анатолий Винтенко, и Ольга Дериглазова, и Никита Юртаев, и Женя Шанин.
А в театре этом разные системы кукол, каждая со своей сложностью. Самая трудная - марионетка. А еще есть планшетные, паркетные, ростовые, маска. Только с петрушечной не приходилось работать.
- Самое трудное было перестроить мышление, - объясняет Маша. - Не просто понять, чего от тебя хочет режиссер, а как это выполнить, как сделать, чтобы было интересно.
Ей надо сначала пропустить нужное состояние через себя, а потом вселить его в куклу, выражая эмоции каким-то одним жестом. Пока в колледже училась, ходила в театр кукол на все спектакли - наверстывала упущенное. А теперь во многих этих спектаклях она работает. И подражать нельзя. Нужно найти свою “краску”.
Как ни странно, любимая ее роль - рыжий лис в спектакле “Про ум и глупость”.
- Казалось бы, кукла большая, тяжелая. Душно, жарко, а вот легла к сердцу, - признается девушка.
На сцене всегда очень важно партнерство, а в театре кукол оно особого свойства. Здесь нередко одну куклу несколько человек “водят”. Как, например, в “Серенаде” Мрожека, Маша ведет голову курицы, а Дарья Зарубина - ноги. И вместе они одно целое.
- Мы даже не задумываемся кто что сейчас делает, - говорит Маша. - Мы слились настолько, что это как единый организм...
Мария собирается поступать в театральный. Пока учится на ходу. И учит Самойлов, как известно, мастерски.
Перечитывает она Станиславского, Михаила Чехова, высокую художественную литературу читает. Смотрит фильмы, спектакли драматического театра. Отовсюду черпает знания, “манки”, как говорил Станиславский, то есть все то, что пригодится в ее творчестве. А театр кукол для Маши Матрениной - это и работа, и хобби, и все ее свободное время, то есть вся жизнь.
Валентин Волченков (фото)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!