Счастье на всю жизнь
Семь лет назад был утвержден этот замечательный праздник, отмечают который и те, кто занимается авторской куклой, и работники театров кукол.
У кого брать интервью в связи с этим поводом, как не у Юрия Самойлова, главного режиссера “Сказа”, энтузиаста искусства театра кукол.
Когда я пришла, увидела Елену Усольцеву, известного в городе художника-прикладника. Елена успешно работает в разных техниках, авторской куклой тоже занималась. Но делать куклы для спектакля ей не приходилось. Сейчас она принесла Самойлову показать первого сшитого ею персонажа из сказки Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”. Такой усатый мужичок, выполненный в технике валяния. Кукла очень похожа на Самойлова.
- Юрий Алексеевич, что вас свело с Еленой Усольцевой? Как пришла в голову мысль о сотрудничестве с художником-прикладником? - спросила я Самойлова, когда Елена, выслушав его пожелания по усовершенствованию куклы, ушла.
- Лена несколько раз приходила на наши спектакли. Но познакомились мы с ней однажды на выставке, разговорились. Я спросил ее, не было ли у нее желания сделать что-то для театра кукол. “Вообще-то интересно, но я побаиваюсь”, - ответила она. Прошло еще какое-то время, и мы снова с ней встретились, теперь уже в одном жюри. Я опять стал ей предлагать сотрудничество. А в январе мне артисты напомнили о моем желании еще раз поставить Салтыкова-Щедрина, и я выбрал малоизвестное произведение “Пропала совесть”. Спектакль будет называться “Нежданно-негаданно”. И мне захотелось позвать Лену в надежде, что получится что-то необычное. Я не хотел, чтобы кукла походила на мягкую игрушку.
- Какого она героя принесла?
- Это хозяин питейного дома. Мне понравился материал, из которого она сделала куклу. Получилась по-театральному выразительная. Заняты будут три актера. Необычной в спектакле будет сценография. У нас уже был такой эксперимент - драматургия костюма. Здесь будет этот же прием. Три сказителя выйдут в черно-белых нарядах. Когда они будут раскрывать свои руки, под ними образуются складки ткани, и там все увидят росписи, например, город, базар, лес. То есть костюм и будет декорацией. Артисты будут много петь, причем без инструментального сопровождения.
- Еще у вас “Звездный мальчик” по Оскару Уайлду.
- Да, и “Мальчиш-Кибальчиш” по Гайдару. Работа очень непростая в “Нежданно-негаданно”. Цеха уже готовятся к этому спектаклю. Но на первой очереди у нас “Мальчиш-Кибальчиш”. Эпический сказ о мальчике с мужественным сердцем. Это, кстати, первое определение жанра Гайдаром. Не сказка, а сказ. Вся страна взялась за Тёркина, а мы к 70-летию Победы делаем “Мальчиша-Кибальчиша”. Вчера проводил читку, всем очень понравилось. Это не простоватая сказка, есть в ней доступная для подростков философия.
- Все три названия - очень серьезные спектакли. Но у вас же впереди еще одно важное мероприятие.
- Несмотря на то, что параллельно идет работа над тремя спектаклями, неделю назад мы приступили к подготовке к Международному фестивалю “Кукла в детских руках”. Свой приезд подтвердили гости из Японии, Сербии, Болгарии, Армении. Пока непонятно с Екатеринбургом. Естественно, будут архангельцы. Они принимали участие два года назад, когда наш фестиваль проходил в Болгарии. Всем им очень нравится наш фестиваль, но для ребят еще очень важно увидеть Владимира Машкова, который утвердил на этот фестиваль премию имени своей матери Натальи Ивановны Никифоровой “Золотой львенок”. Это - статуэтка плюс к ней денежное вознаграждение. В студенческие годы у меня была мечта - встретиться с Зиновием Гердтом и чтобы он посмотрел хотя бы один наш спектакль. Ну, такая мечта была. И она осуществилась. Мы привезли из Челябинска в Москву спектакль “Фауст”. Показывали его в еще старом Доме актера на улице Горького. А накануне пошли на спектакль “Костюмер”, где Гердт играл с Якутом, и после спектакля нагло завалились к Гердту в гримерку. Поздравили его. Представились: мы, мол, кукольники, и знаем, что ваши корни - в театре кукол. В общем, попросили Зиновия Ефимовича прийти на наш спектакль. И он так легко согласился, что мы даже не поверили, что придет. Но он пришел. И после спектакля зашел за кулисы, поблагодарил, мы посидели с ним, поговорили. Такое счастье я испытал. Всю жизнь буду помнить.