МЕНЮ
О нас пишут

Некукольные страсти

VI Международный фестиваль “Кукла в детских руках” закончился. Три дня сцену театра кукол “Сказ” занимали юные артисты из городов и сел от Архангельска до Горно-Алтайска Фестиваль - дело серьезное, и коллективы подготовились к состязанию с соблюдением всех правил. К каждому спектаклю была напечатана типографским способом театральная программка, наличие которой уже признак культуры театра. На церемонии открытия дети появились в униформе, каждый коллектив - в своей, с речовками, танцами, то есть с “визиткой”. В общем, все было как всегда. По четыре спектакля в день. Каждый коллектив показывал свою работу дважды - для публики и для участников фестиваля. Дети не разъезжались по своим городам и весям после своего выступления, что нередко происходит на фестивалях, а смотрели другие коллективы. Кроме того, все побывали на Кузнецкой крепости и в планетарии, а театр кукол “Сюрприз” из Архангельска даже сходил в цирк.
Весело было и на мастер-классах. Я была на одном из них, где артистка “Сказа” Дарья Зарубина проводила с ребятами речевую разминку:
В недрах тундры
Выдра в гетрах
Тарит в ведра
Ядра кедра, - попробуйте быстро произнести это с бутылочной пробкой во рту.
Затем Мария Матренина провела гимнастику для рук. Очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. После разминки Юрий Алексеевич Самойлов предложил этюды с куклами нескольких систем. От желающих не было отбоя. А потом пели задорные частушки “стенка на стенку”, то есть кто больше частушек знает. Ух, и голосистые девчонки есть среди юных кукольников.
Артисты и все работники театра были с головой погружены в жизнь фестиваля. Вместе с поварами столовой кормили участников фестиваля в интернате, где они жили, и оттуда же привозили в театр кастрюли с обедом для коллектива, чья была очередь показывать свой спектакль. Очень трогательно выглядел Анатолий Винтенко, разливавший солянку по тарелкам в общей гримерке.
Одним словом, было весело, шумно и радостно.
Спектакли, как всегда бывает на таких смотрах, были разной формы и разного уровня. Лучше всех на этот раз оказались не те, у кого больше возможностей. Главный приз - Ситцевого Петрушку - члены жюри единогласно присудили театру кукол из села Боровое Новосибирской области “Похищение Чебурашки”. В спектакле (режиссер - Наталья Сотникова) профессионально выполнена сценография, выразительные куклы, дети умеют водить их и существовать в образе. И, кстати, приз за лучшую женскую роль - “Золотого львенка” и конверт с денежным вознаграждением в 50 тысяч рублей из рук учредителя приза народного артиста России Владимира Машкова получила исполнительница роли Лисы Полина Шакуло. А в номинации “лучшая мужская роль” победил Володя Черепанов за роль Льва в спектакле Бийского кукольного театра “Добрята” “Великий лягушонок”. Сам спектакль был удостоен Серебряного Петрушки. Золотого Петрушку получили томичи, театр кукол “Рататуй”, за спектакль “Лисичка-сестричка и серый волк”. Об этой работе хочется сказать несколько слов отдельно. Участники спектакля вылепили из глины и папье-маше деревню со всеми ее обитателями - дедом, бабкой, лошадкой, собачкой и так далее. Все с палец величиной. И эту сказку о том, как у волка в проруби хвост примерз, рассказали, передвигая фигурки по столу, вовлекая в действие зрителей, сидевших за этим же столом. Артисты пели и танцевали и за столом, и выходя на площадку (спектакль шел в фойе).
Форма настольного театра не новая, как заметил председатель жюри заслуженный деятель искусств России и Хакасии режиссер и драматург Людвиг Григорьевич Устинов, но для нас эта форма непривычная. У спектакля театра “Рататуй” было немало поклонников и в публике, и в жюри. Хотя были и возражения. Юрий Алексеевич Самойлов настаивал на том, что это не спектакль. И в чем-то он был безусловно прав.
Тем не менее Золотого Петрушку мы им вручили.
К сожалению, не было достаточно времени, чтобы обсудить спектакли с их режиссерами, а проблем было достаточно. Многонаселенный спектакль “Загадки курочки Рябы” привезли архангельцы. Двадцать три участника, из них шесть мальчиков, что редкость. Но замысел режиссера был темен для жюри, думаю, и для зрителей. Проигрывались вариации “Курочки Рябы”. “Какую сказку убили!” - этой фразой заканчивался спектакль. Точнее не скажешь.
Благодарность за патриотическое воспитание и особый приз вручили театру кукол из Верх-Чебулы “Скажи свое имя, солдат!”. В спектакле активно используется кинохроника тех лет, а в конце постановки дети выходят с портретами своих прадедов - участников войны. Это впечатляет. Но спектакль странно построен. Половину времени идет чтецкая композиция, затем сказка с кукольными персонажами. Словно два самостоятельных, не связанных друг с другом мероприятия.
Нехватка специалистов для детских любительских кукольных театров ощутима. Все кукольное движение держится на энтузиазме. Обидно, что не было ни одного участника из Новокузнецка.
Участие в фестивале Владимира Машкова значительно поднимало градус события. И церемония закрытия, проходившая в зрительном зале, была не просто теплая, а горячая. Как сказал потом Владимир Львович в приватной беседе, “Как в Каннах. Только подружелюбнее”.
Приз “Золотой львенок” имени Натальи Никифоровой, бывшего главного режиссера этого театра кукол, Владимир Львович учредил шесть лет назад.
Впервые этот приз он вручил Галине Романовой, своей любимой артистке театра кукол, актрисе театра кукол “Сказ”. Но тогда он вручил только конверт, поскольку фигурка льва еще не была готова. Вручил львенка Галине Ивановне он только сейчас.
После того как был спущен флаг фестиваля, директор театра Надежда Шидловская объявила фестиваль закрытым.