И на Невском Петрушке было комфортно
Санкт-Петербурге прошел XII фестиваль “Кукарт”. Это международный фестиваль кукольных и синтетических театров. Наш театр кукол “Сказ” был не впервые на этом фестивале и участвовал на этот раз в специальной программе “Петрушка на Невском” с одним из лучших своих спектаклей “Приключения Петра Ивановича Уксусова”. Несмотря на обилие персонажей, в спектакле работают только два актера. Евгений Шанин - Петрушка и все остальные герои, появляющиеся над ширмой-рубахой. И музыкант, играющий то на гармошке-двухрядке, то на балалайке. Эту роль исполняет Юрий Самойлов. Женя Шанин - студент-заочник Санкт-Петербургской театральной академии и еще не приехал домой, поэтому о фестивале я попросила рассказать главного режиссера театра Юрия Алексеевича Самойлова, получившего, кстати, диплом фестиваля “За сохранение истинной профессии кукольника и высокий профессионализм в работе со зрителем”. Слово Юрию Самойлову, заслуженному артисту России и заслуженному деятелю искусств Республики Крым.
-На “Кукарт” собрались лучшие кукольники мира. Израиль, Испания, Италия, Болгария, Туркмения, Япония, несколько коллективов из России. Из Сибири мы были одни. Тринадцать театров Петрушки плюс пять театров, где актеры работают в масках и с куклами-марионетками. Мы были задействованы в специальной программе, то есть на открытом воздухе. На улице трудно держать внимание зрителей, и поэтому спектакли в основном шли три - пять минут.
Мне особенно интересным показалось выступление японки Юки Кудо. В Японии держатся за классические традиции, но Юка нарушила их. В Японии же нет райка, а она показала спектакль в форме райка. Голое, гладкое дерево, через маленькое круглое отверстие для глаза можно увидеть, как в этом дупле летает, словно в космосе, куколка. Зрелище длится несколько минут. Это спектакль для одного зрителя, и к этому дереву выстроилась, естественно, очередь. Юка была приглашена на Пятый канал, известный не только питерцам, а с нами там была встреча на следующий день.
- Вас предложил тележурналистам президент фестиваля Давид Бурман?
- Да нет, конечно. Телевизионщики всю программу видели в специально выпущенном буклете фестиваля. И мы их заинтересовали. Была пятнадцатиминутная передача. Ведущий пробовал говорить за Петрушку. (Все телевизионные записи Самойлов мне показал. - Т.Т.)
После Пятого канала нас уже в новостях показал Первый Российский канал, и еще позвали нас на Радио России.
Но мы имели успех не только у СМИ. Когда работали на Невском, было солнечно, а синоптики обещали дождь. На проспекте было очень много народу, Невский был заполнен людьми. К нам подходили люди и говорили, что видели нас по телевидению, специально ради нас пришли. Давали деньги, шоколадки. Мы, конечно, отказывались, говорили, что это показ бесплатный. Но они нам, мол, это же такая традиция.
Кстати, мы были единственными, кто работал на площади без микрофонов. И спектакль наш шел около часа. В информации на Первом канале сказали, что мы показали спектакль в лучших традициях русской культуры.
Такой хороший энергетический заряд в душе от самого Санкт-Петербурга, от публики, от общения со зрителями после показа остался. У меня последний раз такой заряд был, когда выступали в Америке. Я гордился, что я русский, нас чтили, как инопланетян, мы что-то такое для них привнесли незабываемое. И здесь, в Питере, было очень приятно и то, что нас ждали, и то, что не разочаровались в своих ожиданиях.