Петрушка на Невском
С международного фестиваля “КУКАРТ-XIII” из Санкт-Петербурга вернулся главный режиссёр театра кукол “Сказ” Юрий Самойлов. Вместе с артистом театра Евгением Шаниным они показывали своего “Петрушку”. Евгений ещё в Санкт-Петербурге, поскольку заканчивает своё обучение в театральной академии. Он и играет в этом спектакле Петра Ивановича Уксусова и всех остальных персонажей.
Юрий Алексеевич занят в этом спектакле в роли Музыканта. Его мы и попросили поделиться впечатлениями об этом большом театральном празднике.
-Самое неожиданное было, когда мы переодевались в палатке, готовясь к выступлению, и вышли с Женей заряжать нашу “рубашку” (устройство, в котором находится десяток кукол - участниц представления. - Т.Т.). К нам подошли человек семь-восемь. Какие-то женщины. И спрашивают: “А вы нас помните? В позапрошлом году вы тут на Невском выступали. Вы такие молодцы были. Мы сейчас специально на вас пришли”.
Это было первое, потрясающее впечатление. Мы, конечно, их и не могли помнить, столько народу собирается, но сказали, что помним, конечно. И еще самый приятный момент, когда народ - мы ведь не заигрывали ни с кем, не заставляли себя смотреть - активно участвовал в действии. Взрослые люди реагировали бурно так и непосредственно.
Наш новый спектакль “Петрушка и Царевна-лягушка”, часть вторая. Я начинал представление такими словами:
- Знаменитый театр Петра Ивановича Уксусова с драмой про царского сына Ивана.
Я с гармошкой. Вокруг бурлящий Невский. Возле нас зрители. Мы работаем без микрофона. Было много забавных моментов. Превратилась лягушка в царевну, и у царевны платочек сполз. Какой-то мужик из толпы кричит:
- Глаза не видно, глаза!
Я полез поправить. А царевна кокетливо:
- Я сама…
Мы с Женей чувствовали друг друга. Эта связь - самое дорогое. Но теперь на роль Музыканта мы будем вводить Никиту Юртаева. Они оба должны вот-вот вернуться из Питера.
Еще был смешной момент. Когда Иван долго выбирал себе невесту, мужчина из публики закричал:
- Ты что творишь? Ты прекращай! Вон сколько красивых женщин! Дай-ка мне клубок, я сейчас найду.
- А ты не вмешивайся не в свои дела, - ответил ему Ваня.
С каждым разом замечаю, что всё больше людям нравится не просто спектакль, который готовят для помещения, а потом выходят с ним на площадь, а изначально площадной театр. В здании народу всё меньше и меньше. Самый замечательный проект был на улице, и, к сожалению, мы одни представляли настоящий площадной театр. Два года назад еще три таких театра было, а в этом году мы одни были. Нас так и объявили:
- Ну, а сейчас, гости дорогие, самый настоящий Петрушка.
Восемь дней шёл фестиваль. Все коллективы были там по три дня. Мне повезло, я был шесть дней. Много театров было отовсюду. На разных площадках. И на Невском проспекте, где мы работали, подряд друг за другом играли. Из Тегерана были, из Болгарии, города Сливен. У них танцевальный фольклорный спектакль на 50 минут. Поляки были интересные. У них особенно интересная была декорация. И мы им понравились. Они даже подарили нам плакат со словами: “Вы нас удивили”. Был теневой театр, который транслируется на проектор и там работают отдельные части тела: рука, нога. Но это тоже не ново и не заразительно. Перформансов много было. Ну, перформанс и перформанс. В основном работы проходящие.
Самое дорогое, что мы с Женей подчеркнули, - мы же много с ним играли на улице, это дух площадного театра. Как Женя сказал: “Невский - это Невский”.
Интервью брала Татьяна Тюрина.
Источник: газета Кузнецкий рабочий