О нас пишут

И стал чужой город родным

Первого июня в День защиты детей на Театральной площади Юрию Алексеевичу Самойлову, главному режиссеру театра кукол “Сказ”, заслуженному артисту России, заслуженному деятелю искусств Республики Крым, вручили медаль “Родительское спасибо” и диплом № 21. Это - премия Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью. Самойлов стал лауреатом регионального конкурса в Кемеровской области в номинации “За формирование толерантности в обществе и внимание к жизни людей с инвалидностью”. Медалистов оказалось пятьдесят на 350 регионов в стране. Самойлов 21-й в области, а выдвигались на эту медаль 300 кандидатов из Кузбасса
Десять лет артисты театра кукол “Сказ” под руководством своего главного режиссера занимаются с особыми детьми. Учат их говорить, делают с ними упражнения на развитие моторики и много чего, даже ставят спектакли. Я видела такой один - “Буратино”. Дети играли вместе со взрослыми артистами. Какой замечательный был Анатолий Винтенко в роли папы Карло! И ребятишки были очень хорошие, несмотря на свои жестокие диагнозы. Самойлов мастерски поставил этот спектакль и убедительно сыграл Карабаса-Барабаса. Жаль, что этот спектакль нельзя было повторить. Но его сняли на пленку. Вообще-то снимали фильм о работе театра кукол “Сказ” с особыми детьми. К проекту присоединился и народный артист России Владимир Машков. Владимир Львович помогает театру и сейчас, когда возглавил театр имени Олега Табакова.
Год назад Юрий Алексеевич Самойлов начал проект со взрослыми людьми с инвалидностью и назвал его “Место встречи - театр кукол “Сказ”. Они даже сыграли спектакль “Три толстяка”. Я была на двух или трех занятиях. К шести вечера по понедельникам собираются они в зрительном зале. Видела, как Самойлов привозил их на инвалидных колясках в зал. Слово “инвалид” произносить запрещено. “Вы - артисты”, - убеждает их Юрий Алексеевич. Рассаживаются на первом ряду или около него. И начинается душевный разговор. Рассказывают, что сочинили, было задание - сочинить сказку. Какой-то парень показывал этюд, изображая электрический прибор, может, чайник. Остальные должны были отгадать. Едут они с разных концов города. Транспортом их никто не обеспечивает. Как-то добираются. Как сказал классик, самая дорогая роскошь - общение. Для этих людей роскошь, как правило, непозволительная.
Было интересно наблюдать за Самойловым. Он так общался со своими подопечными, что начинало казаться, у него ничего другого в жизни и нет, что именно такие занятия - его главная работа. Но это не так. В 2019 году в конце апреля исполнилось 25 лет, как он сошел с поезда на Привокзальную площадь. Он приехал работать в театр. И 24 года я его знаю. Он предан своей профессии. Талантливый режиссер. Разнообразно одаренный человек. Вырос в детдоме, из которого периодически сбегал. Но возвращался. И, став взрослым, выучился в СПТУ на тракториста. Лет десять назад местное телевидение показало сюжет, в котором известные люди выполняли якобы простую работу. Юрий Алексеевич сел за трактор и не опозорился.
В Новокузнецк он прибыл с двумя специальными высшими образованиями одного вуза. Ленинградский государственный институт театра и кинематографии. По одному диплому он - артист театра кукол. По другому - режиссер.
- Я, когда вышел от вокзала, был потрясен. Думал, в Питер приехал. На Московский вокзал, откуда стрелами Невский, Октябрьская. А здесь - Курако, Металлургов, Бардина. И дома похожи. Неужели галлюцинация? Потом узнал, что застройщики старого центра были из Ленинграда. А спустя какое-то время увидел, что в Новокузнецке много культурных людей.
Первый спектакль, который он здесь показал, был “Сказ о том, как Кощей к Яге свататься ходил”. Я увидела его в Кемерове, на фестивале “Кузбасс театральный”, будучи членом жюри. В программе фестиваля в основном были спектакли драматических театров, но я предлагала в номинации “Лучший спектакль” именно этот спектакль кукольников за его цельность, за ансамбль, за художественную ценность. Другие члены жюри со мной не согласились, но театр кукол увез в Новокузнецк несколько призов.
С детства не знавшая и потому не любившая театр кукол, с появлением Самойлова я поняла, что это искусство, стоящее внимания. Театр кукол, он для всех - и для детей, и для взрослых. И на афише появились вечерние спектакли.
Но для него, как для постановщика, особого различия не было. Он не говорил себе, мол, это для малышей, сделаю как-нибудь наспех, по-быстрому. Например, в “Снежных человечках”, предназначенных малышам, звучит Вивальди.
Спектакли получались разными. Это нормально. Это как у всех. Но если называть особенно удачные, надо перечислять почти все. Знаковый для него “Соловей” по Андерсену московские критики назвали спектаклем XXI века, а век был ХХ. Великолепный “Нос” Гоголя. Мне он казался шедевром. С “Петрушкой” объездили полмира. Можно вспоминать спектакли “Золотой осел”, “Стеклянный зверинец”, “Конек-горбунок”. Пять раз смотрела я “Демона”, завораживающий спектакль. И у нас, и на гастролях, как говорили артисты, он идет в удивительной тишине. На меня так не действует это стихотворение Лермонтова, как действует спектакль.
- Прежде чем приступить к постановке, я с Владимиром Осколковым (художник и друг Самойлова. - Т.Т.) очень долго говорил. Очень сложная такая вещь. Он говорит: “Надо изучить Пиросмани”. Я сказал ему: “Ты изучай Пиросмани, а я поеду в Пятигорск, там должен быть похоронен Лермонтов. Мне надо будет ему поклониться и заручиться его поддержкой. Я верю в это”. Приехал в Кисловодск, вызываю такси. И по дороге в Пятигорск узнаю, что Лермонтов там пролежал всего 360 дней, бабушка увезла его останки в Пензенскую область. В Пензу я уже не поехал, но был на месте дуэли поэта. И в месте, где его прах находился год.
Он, конечно, любит и Лермонтова, и этот свой спектакль. И попробуй что-нибудь отрицательное скажи ему о любом другом его спектакле. Ведь спектакли для режиссера, как для актера роли. Как дети. Юрий Алексеевич понимает, что без художника, без актеров один он бы ничего не сделал. После каждой премьеры он называет зрителю не только имена исполнителей, но и представителей всех технических служб. Высоко ценит художника Осколкова, живущего в другом городе. Для него счастье работать с этим сценографом. Жалеет об актере Игоре Махове, много лет назад уехавшем из нашего города. И всегда хорошо говорит об актерах, с которыми сейчас работает. Устраивает детские выставки в фойе театра. Дети рисуют свои впечатления. Любит выходить за пределы стационара. Открывают и закрывают сезоны на Кузнецкой крепости. Показывали спектакль в планетарии. Переезд в “Коммунар” для него пока только надежда.
2019 год объявлен как Год театра. И театральный марафон в нашем городе начали с театра кукол. Впечатляющая выставка “Все начиналось в 42-м” в краеведческом музее. Юрий Самойлов - человек неуемной энергии. Прошел им основанный фестиваль “Кукла в детских руках”. Впереди участие в КУКАRTе, в Петербурге. Наш театр будет выступать на Невском в день открытия.

Татьяна Тюрина

Источник: газета Кузнецкий рабочий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!