Под звуки варгана и бубна
Если бы меня спросили, для кого новый спектакль театра кукол “Сказ”, я бы не смогла сразу ответить. “Легенда о Кара-Молате” по мотивам шорской сказки “Анчи Абышка” - для детей, ведь это они с восторгом приняли спектакль, они с первых минут погрузились в это яркое, музыкальное волшебство. Тут, конечно, режиссер-постановщик практически всех здесь спектаклей и этого тоже, он же главный режиссер “Сказа”, Юрий Самойлов прибегает к хитрости. Он говорит: “Закройте глаза, и вы перенесетесь...” В данном случае он предлагает перенестись в прекрасную Горную Шорию. А тот, кто не закроет глаз, обещает он, останется в Новокузнецке. Мой любимый младший родственник Тимур, поклонник театра кукол, крепко зажмуривался, закрывал закрытые глаза руками. Вся эта волшебная процедура проходит за несколько минут до открытия занавеса.
Новый спектакль Самойлова, конечно, и для взрослых. Имею в виду тех взрослых, которые любят искусство. Я не о том, что есть настоящее художественное произведение, а есть халтура. Никто не хочет что-то сочинить как попало. Но результат не всегда становится удачей. Так вот, “Легенда о Кара-Молате”, на мой взгляд, один из лучших спектаклей Юрия Самойлова. Одна из лучших работ театра.
Спектакль, как симфонический оркестр, должен строиться и звучать в ансамбле. “Легенда о Кара-Молате” привлекает цельностью; в этом спектакле всё здорово: и музыка, и костюмы, и сценография, и остроумное соединение видео с теневым театром, и, конечно, игра актеров, и сюжет, напоминающий сказку Аксакова “Аленький цветочек” и западно-европейскую историю о Красавице и Чудовище.
Говорят, в литературе всего тридцать сюжетов. А сказки мира, хоть Японии или Африки, хоть Скандинавии, полны бродячих сюжетов. Варианты разные. В этой шорской сказке к бездетным мужу и жене пришел из леса медвежонок. Миленький такой, но все-таки не человек. Подарил он своим названным родителям волшебный туесок, что-то вроде скатерти-самобранки. И не знали бы они беды, да непрошеный злой гость отобрал у них подарок. Тем временем подрос медвежонок, объявил матери, что жениться хочет. И отправился, с благословения родителей, в поисках невесты. Как подходящую нашел, так и превратился в доброго молодца. Заколдован он был.
Сказку и рассказывают и показывают особо опытные артисты, мастера и в кукловедении, и в актерском деле. Анчи Абышка, он же рассказчик, - Анатолий Винтенко, жена Анчи и рассказчица - Мария Вельдяскина, водит медвежонка и озвучивает его Галина Романова, медвежонок подросший и освободившийся от волшебных чар молодец - Евгений Шанин.
У меня в руках не было программки, и я не могла узнать артистов по голосам. Специфическая способность кукольников - менять голос.
Работали артисты с обрядовыми куклами. В начале действия куколки стояли, как в музее или на выставке, на авансцене, и актеры-рассказчики брали их по мере надобности и включали в сюжет.
Все они, конечно, замечательные актеры. Хотя в этом театре слабых артистов нет. Удивительно другое. Все участники спектакля играют в нем на музыкальных инструментах. Звучат окарина, кай-комус, бубен, варган. И консультантов-музыкантов у артистов не было. Бубен - огромный диск, метр на метр, - художественный образ спектакля. Перед спектаклем звучат в записи песни на шорском языке. А спектакль начинается с живой музыки. И в “видеокруге”, словно в диске Луны тайга, а летящая птица - уже прием теневого театра. И эта музыка, и возникающая перед глазами картина завораживают. Сценография - Ирины Старчак.
Наверное, полгода или даже год назад я слышала от Самойлова о его желании поставить спектакль из шорского эпоса. Он говорил мне, что перечитал очень много сказок. Сердце отозвалось на историю, похожую на “Аленький цветочек”. Представителей шорской национальности он пригласил на премьеру первыми. Отклик был положительный. И это замечательно. Но еще радостнее то, что спектакль этот хорош для всех, как “Демон” и “Соловей”.
Татьяна Тюрина.
Городская газета "Кузнецкий рабочий"